«Черное облако», 2023. Послевкусие. Обзор финала.
Хочу заранее предупредить, если вы ещё не посмотрели сериал до конца, но планируете – не читайте этот обзор, испортите себе все удовольствие. Обзор содержит спойлеры.
Свои первые впечатления о нашем новом отечественном сериале «Черное облако» я писала после просмотра первых трех серий (почитать можно здесь). С каждой последующей серией сериал становился все страннее и чуднее. Пока я металась в догадках: кто же этот неуловимый убийца? И если это Оля то, как она это делает? В четвертой серии умерла сама Оля, причем такой же непонятной смертью, как и все предыдущие смерти – задохнулась изнутри. Затем в пятой серии погиб её парень Алексей, а в шестой мать Ольги, причем на глазах у следователя и под запись на камеры с нескольких ракурсов. Причина все та же – они задохнулись изнутри. То есть умерли абсолютно все люди, имеющие хоть какое-то отношение к Ольге. И мне уже потихоньку начало это все надоедать, как в финале шестой серии произошло невероятное – сюжет сериала повернулся на 180 градусов и оказалось, что Оля… не главная героиня, и что история, которую нам рассказывают совсем не про неё. Начиная с финала шестой серии я только успевала офигевать (простите, другим словом мои эмоции описать невозможно). Седьмая и восьмая серии смотрелись на одном дыхании. Сказать, что мне понравилось, это не сказать ничего. Просмотр этого сериала, как поездка на американских горках и последние две серии – это когда вы летите в вагончике по рельсам вниз с самой высокой внутренней точки мертвой петли.
«Это всё чей-то горячечный бред» — скажите вы мне после просмотра, и я соглашусь. Да! Это он самый! Вот только в этом и есть смысл этого фильма. Потому что весь фильм мы смотрим эту историю глазами больной женщины, больной психически. Последнее время меня интересует есть ли у нас в стране профсоюз психологов? Ну, просто за последние 2-3 года вышло невероятное количество интересных и качественных сериалов, затрагивающих тему психологии и психического здоровья людей. Буквально видеопособие для учащихся на психотерапевта или психолога. Невероятные психотипы, достойные подробного изучения.
Вернемся к сериалу. Наша главная героиня, как я уже говорила не Ольга, а… следователь Оксана. Невероятно, неправда ли? И несмотря на её утверждения, что она не замужем и не имеет детей, она очень давно замужем, у неё двое детей и старенькая мать, много лет страдающая деменцией и передвигающаяся на кресле-каталке. Оксана давно несчастна в своей семейной жизни, она ненавидит мать, ненавидит мужа, собственных детей, младшую сестру Юлю и даже своего любовника Антона, с которым состоит в отношениях последние 6 лет. Все они для Оксаны стали кошмаром и разочарованием. На этой почве произошли серьезные психические сдвиги, которые со временем превратились в психическое заболевание, сопровождающееся серьезными провалами в памяти и диссоциативным расстройством личности, проще говоря раздвоением личности и мы начинаем смотреть эту историю, когда вторая личность Оксаны берет верх на первой, основной. Я не буду вдаваться в подробности почему именно Оксана ненавидит членов своей семьи и даже желает им смерти — неосознанно, по крайней мере для первой своей личности, скажу лишь, что там все гипертрофировано и не так страшно, как Оксана это воспринимает, возможно там изначально какая-то вялотекущая шизофрения у неё, может что-то наследственное по линии отца. Можно ли ненавидеть мать за раннюю деменцию и беспомощность? За то, что мать поздно родила вторую дочь, почти сразу слегла и заботы о ребенке легли на Оксану? Мать в этом не виновата, так сложилось. Можно ли ненавидеть сестру, которая слишком юна и эгоистична, живет своей жизнью и почти не помогает ухаживать за мамой? Ненавидеть мужа за то, что давно её разлюбил? Детей, которые не воспринимают Оксану в серьез, не уважают и игнорируют? Любовника, который не готов к серьезным отношениям? Ненавидеть настолько чтобы желать всем им смерти. Но убить их всех Оксана не может, зато её вторая личность перекладывает образы всех этих людей на окружение Ольги и убивает одного за другим. Лихо? Да, вот это сценаристка закрутила водоворот лиц, людей, событий.
И все это нам раскрывают в двух финальных сериях в откровенном разговоре между Оксаной и её единственным другом и коллегой – Юрой.
Конечно, даже зная все это вопросов у меня намного больше, чем ответов. Если в убийствах «Красной шапочки» (в образе мамы Оксаны) и Алины (в образе сестры Оксаны Юли) Оксана сознается, то про остальных твердит, что это не она. Но я это списываю на болезнь и провалы в памяти. Со всеми жертвами незадолго до их смерти у Оксаны был тактильный контакт, а значит и возможность убить.
Итак, способ убийств. Оксана объясняет, что украла небольшой объем сильнодействующего боевого отравляющего вещества с неизученными свойствами, типа «Новичок», из лаборатории судмедэкспертов. Нам несколько раз демонстрируют небольшой пузырек из темного стекла с неплотной пластиковой крышкой и пипеткой. Тут у меня сразу невероятное количество вопросов. Вещество опасно и страшно смертельно даже в крошечных объемах, как Оксане удалось его перелить в этот пузырек? Она что химик-лаборант по образованию? Где она взяла защитный костюм? Нам не показывают как она отравила страницы Библии Красной шапочки – просто открыла пузырек и повозила пипеткой по страницам? Радостно вдыхая все это и расплескивая микрочастицы этого вещества вокруг, но с самой Оксаной ничего не произошло, а должно было. Она таскала этот пузырек просто в сумке, а откуда она знает, что вот такой неплотной пластиковой крышки достаточно для сложного боевого отравляющего вещества? Я предполагаю, что транспортировка возможна только в специализированном контейнере. Далее, вернемся к рассказу Оксаны о природе происхождения и наличия у неё этого вещества. А кто у нас нулевая жертва? Первая жертва в этой истории – Красная шапочка, но был же перед ней некий погибший человек, умерший так же, как все последующие – задохнувшись изнутри. Ведь именно по делу этого убитого и проходило это вещество, которое украла Оксана. Почему о нем не знает ни Юра, ни местный патологоанатом? Все дела Оксана и Юра ведут вместе. Почему ФСБ прочухалось только после смерти Ольги и забрали дело к себе? После первой же жертвы должны были сопоставить, что кто-то использует вещество, которое уже когда-то засветилось в убийстве. Должно было начаться расследование ФСБ о краже этого вещества, определение круга лиц, имевших доступ в лабораторию и т.п.
Есть вопросы к образу такого успешного мужа Оксаны – мастера интеллектуальной прозы, или интеллектуальная проза у нас продается не очень? На состоятельного человека он не тянет, скорее на самовлюбленного графомана, пишущего в стол. Да и квартирка у них в жутком состоянии, ремонта не было примерно никогда. Нищета и безнадега из каждого угла. Был бы успешен и богат, давно бы свалил из этого дурдома. Возможно, Оксана придумала себе его успех, чтобы как-то объяснить самой себе его безразличие к ней.
Почему психолог не узнал Оксану, когда они с Юрой впервые приехали к нему после смерти Красной шапочки и отца Ольги? Оксана его не вспомнила – это понятно, но он то должен был ее узнать и разговаривать как со своей пациенткой. Да, она во время визитов просила об анонимности, но, когда в деле растущая гора трупов и его самого начинают подозревать в убийствах, он мог нарушить эту анонимность. Хотя бы наедине с Оксаной. Он все знал об отравляющем веществе, он должен был об этом не просто говорить, кричать должен был.
Ну, то есть, вопросы и несостыковки имеются, что в целом не портит мне впечатление от сериала.
Финальные кадры: когда Оксане кажется, что она выпускает из себя черное облако – она убивает. Поэтому для всего её окружения финал более чем однозначен.
В целом считаю, что получился шедевр. Очень оригинальный сюжет. Аплодирую стоя сценаристке Дарье Грацевич и отдельно всему актерскому составу, часть из которого исполняет сразу две роли – членов семьи Оксаны и окружение Ольги с лицами членов семьи Оксаны, и все образы разные – вот это я понимаю талант у людей. При всей мрачности сюжета сценаристка добавила в диалоги много юмора, местами я смеялась в голос.
Конечно, сразу возникают вопросы почему такой сюжет пришел в голову девушке-сценаристу? Красная линия сюжета – отношения матери и дочери, у всех дочерей либо мало материнской любви, либо её вообще нет и это ломает их судьбы. Это что-то личное для автора? Какая-то болевая точка?
Обычно я не подвожу итоги года, но, если бы подводила отдала бы первое место сериалу «Черное облако» за оригинальный сюжет. К просмотру рекомендую любителям психологии и неожиданных сюжетных поворотов.
Полезные ссылки: