Игорь Петренко и Александр Петров в криминальном боевике «Зима», 2018. Обзор

Игорь Петренко и Александр Петров в криминальном боевике «Зима», 2018. Обзор

Посмотрела фильм «Зима» (2018) с Игорем Петренко и Александром Петровым в главных ролях. Зацепило. Хотя есть ощущение, что сценарий лет на 20 запоздал. Это скорее история из 90-х. Разборки криминальных группировок, убийства на заправках, короче бандитский беспредел. При просмотре поймала себя на мысли, что это такой закос под «Брата» и главный герой Александр — повзрослевший Данила Багров.

Сюжет. Александр (Игорь Петренко) вместе с отцом (Михаил Жигалов) едут на новенькой Ниве домой в канун Нового года. На заправке пока Александр оплачивал покупки и задержался в туалете, двое местных бандитов Макс и Форточка (Александр Петров и Никита Павленко) в процессе угона автомобиля убивают отца Александра, затем стреляют в него самого, когда, выбежав из магазина, он пытается их остановить. Александр ранен выстрелом в шею. Очнувшись в больнице, он понимает, что является свидетелем и его попытаются убрать. Он сбегает от киллера из больницы к другу, настоятелю местного храма, и там приходит в себя. Постепенно нам рассказывают историю Александра и выясняется, что он сам в прошлом бандит, по кличке Стрелок, и его группировка давно приговорила его к смерти. Александр хочет наказать ублюдков за смерть отца. И в итоге ему это удаётся.

Сначала про хорошее в фильме. Это Игорь Петренко. Он не сыграл, он прожил. У его Александра сложная судьба. Веришь безоговорочно в его боль, в это горе, в котором он живет вот уже несколько лет. Потухший взгляд. Смысл жизни потерян. Он в прошлом сам убийца в одной из банд, но в какой-то момент остановился и исчез. Переломным моментом стала болезнь и смерть маленькой дочери. От этой потери он так и не смог оправиться. Закрылся. Утонул в своём горе. Жена, не достучавшись, ушла. Отец – это всё, что у него оставалось в этой жизни, но и это отобрали. У него большой счет к Богу и об этом он беседует со своим другом священником в храме.

Второе хорошее в фильме — это музыка. Заглавная песня «Всё как у людей» (кавер на песню Егора Летова) в исполнении Саввы Розанова. С хорошим всё.

Режиссер и сценарист — Сергей Черников, и это его дебют в качестве сценариста. Я поняла, что это что-то глубоко личное. Прочитала, что сценарий он написал давно и даже специально учился на режиссера, чтобы снять эту историю. Но в сценарии невероятное количество дыр и несостыковок. Возможно, отсняли больше, но в итоге пришлось ужиматься по времени (продолжительность фильма по современным меркам мизерная — 1 час 20 минут) и многое выбросили, местами пожертвовав логикой и раскрытием персонажей.

Игорь Петренко и Александр Петров в криминальном боевике «Зима», 2018. Обзор
Кадр из фильма «Зима». Источник: Кинопоиск.ру

Не поняла зачем этот фильм и роль мелкого бандита Александру Петрову. Он хоть и пытается там играть какие-то эмоции и переживания, но персонаж плоский, не интересный. Не Форточка, конечно же (Форточка – второй бандит, именно он убивает отца главного героя). Форточка совсем конченный отморозок, в нем нет ничего человеческого. Макс же в исполнении Петрова вроде бы как осознает что-то: есть очевидный испуг и растерянность сразу после выстрела в Александра, и потом, когда они с Форточкой бегут Макс в явном стрессе от случившегося, на нём лица нет, он даже есть не может. В конце даже выдавливает из себя, что не хотел этого, но звучит это довольно нелепо. Да и очень живучий он оказался, ну просто нереально. Сцена с его гибелью очень затянута, до смешного.

Бандиты с помощью продажного следователя понимают, что нашли Стрелка. Но из больницы ему удаётся сбежать. Довольно неубедительно смотрится этот забег Александра босиком по колено в снегу, далеко в таком состоянии и без обуви он уйти не смог бы. Но ещё интереснее смотрятся поиски Стрелка бандитами. То есть они догадались поехать в деревню Стрелка на похороны его отца, искали там старого друга Александра, тоже бывшего бандита, который раскаялся и ушел в священники. Отец Александра дружил с этим священников, часто бывал в его храме. Бандиты уверены, что Александр в храме у священника, но не знают какой это храм. У местных спросить видимо гордость не позволила. И вот они начинают методично объезжать храмы в округе. Это что за деревня такая, в которой люди делятся на две категории: бывшие бандиты или действующие бандиты, а храмов вокруг столько, что нужный найдётся только в финале? Ещё напомню, что Александр из больницы босиком по сугробам дошёл до этого храма и не отморозил ноги, ну, то есть логично предположить, что храм не очень далеко от больницы расположен.

В храме между Стрелком и священником происходит душеспасительный диалог. Александр вопрошает за что ему всё это? В этом месте он видимо подзабыл, что он бывший киллер. А священник ему отвечает, что не за что надо спрашивать, а для чего. А всё это для того, чтобы ты к Богу пришел. И вот, кажется мне, что это главный диалог и фильм ради него и снимался. Но приход к Богу главного героя в фильме так и не раскрыт.

Продажный следователь – вообще персонаж не раскрыли. Прекрасный актёр – Тимофей Трибунцев, но толком ему сыграть не дали или при монтаже всё удалили. Понятно, что он работает на бандитов, какой-то долг за ним. Потом выясняется, что долг оплачен и следователь требует денег. Вот понимание что за долг был — очень важно для раскрытия персонажа. Почему он им прислуживал? Он изначально гнилой насквозь, или обстоятельства какие-то личные были, и он не смог отказаться работать на бандитов. Мотивация у человека какая?

Зачем Александр/Стрелок взял рясу из храма? Зачем этот маскарад? Ведь он не верит в Бога. Да и в писании четко сказано: «Мне отмщение и Аз воздам». Не может быть никакой мести, если ты верующий человек. Но Александр надевает рясу и идёт убивать. Не раскрыт момент с рясой и всеми этими переодеваниями. Смотрится излишним в сюжете. Форточку он убивает в рясе, оттуда едет за Максом уже без рясы, в финале опять в рясе – в чем смысл этих метаний?

Непонятно откуда Александр узнал, что Форточка в сервисе. Он приехал прямо туда, приехал убивать. Но даром предвидения он вроде бы не обладает.

Зачем бандиты убивают священника? Какой в этом смысл? От этого быстрее Стрелок найдётся? Или это очередной труп, который может привести к главарю банды?

Финальная бойня в доме отца Стрелка бессмысленна и беспощадна. Какая цель у следователя я так и не поняла. Он убивает и подручных главаря, и Макса и хочет застрелить Стрелка, а дальше то что? Ведь он прекрасно понял, что его тоже заказали. Куда дальше бежать? Зачем все эти трупы?

Ну и финал не ясен. Стрелок опять в рясе уезжает в неизвестном направлении. Куда? Зачем?

Для меня весь фильм вытянул Петренко, если бы не он в главной роли выключила бы минут через 20 после начала. Очень путанный и слабый сценарий. Либо на полное раскрытие сюжета не хватило финансирования и пришлось быстро финалить на полуслове.

Официальный трейлер:

https://www.youtube.com/watch?v=5tgK16jzPRw&t=27s

Полезные ссылки:

Зима (2018) — Кинопоиск (kinopoisk.ru)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *