Обзор сериала «Созвездие», 2024. Разбор и объяснение сюжета. Много спойлеров
Начала смотреть научно-фантастический сериал «Созвездие» и так втянулась в происходящее на экране, что ни о чем другом вот уже неделю думать не могу. Начиналось все вполне невинно и примерно до середины первой серии я думала, что это просто очередной сериал про космос, аварию на Международной космической станции и выживание главной героини вопреки всему. Но все оказалось намного глубже и интереснее. На данный момент вышло 5 серий из заявленных восьми, и на праздниках я засела пересматривать их заново. Больше всего мне этот сериал напомнил «Секретные материалы» и, как позже я выяснила, не зря, режиссер «Созвездия» Мишель Макларен была режиссером в 47 эпизодах «Секретных материалов». Если коротко о содержании: ничего непонятно, но страшно интересно.
Итак, начнем с самого начала. Главная героиня Джоанна (Джо) Эрикссон – астронавт шведского происхождения. Биолог, находится на борту Международной космической станции почти год, через 84 дня ей предстоит вернуться на Землю, где её ждут любимые муж Магнус и дочь Элис. С семьей, а в частности с Элис, Джо общается каждый день по планшету. Во время одного из таких созвонов на станции происходит авария. Столкновение МКС с неопознанным объектом приводит к разрушениям как внутри станции, так и снаружи. Четверо космонавтов из пяти успевают изолироваться в одном из спасательных кораблей. Капитан экипажа — Пол Ланкастер погибает. Джо вместе с российским коллегой Ильей Андреевым выходят в космос, но лишь чтобы подтвердить очевидное: из двух спасательных модулей «Союз» к эксплуатации пригоден лишь один, а это значит, что вернуться на Землю смогут только трое членов экипажа, кто-то один должен остаться на МКС перевести второй «Союз» на альтернативную систему питания и в одиночку вернуться на нем на Землю. Миссия практически невыполнимая. Джо, ставшая главной в экипаже после гибели командира, берет эту миссию на себя. Не буду вдаваться в детали и подробности, скажем так, Джо удалось заменить разряженные батареи на работающие, оживить «Союз» и вернуться домой. В процессе происходило много всего странного, зловещего и местами ужасного, но вот она на Земле. И с ней начинают происходить странные вещи.
Во-первых, Джо никто не верит, что предметом, столкнувшимся с МКС и приведшим ко всем негативным последствиям было тело женщины в костюме космонавта СССР, проще говоря мертвая советская женщина-космонавт. (Сделаю небольшое отступление. Манера американцев снимая что-либо про космос обязательно кинуть в нашу космическую программу камнем меня сильно раздражает. Меня вывело из себя, когда Джо, выйдя в открытый космос, обнаружила тело этой непонятной женщины с буквами СССР на космическом шлеме. Я даже подумала не выключить ли, но рада, что не выключила. Давайте вспомним, что это фантастика, а не документальный фильм. Более того, наш ЦУП, наш Звездный городок, наши «Союзы» играют в фильме большую роль и показаны с большим уважением, а сотрудники ЦУПа показаны профессионалами, да и просто людьми с большой буквы.) Вернемся к фильму, Джо не просто не верят, ей намекают на то, что у неё помутнее рассудка и, если она не признает, что столкновение произошло с обычным космическим мусором, для неё будут негативные последствия.
Во-вторых, что-то неладное творится с её семьей. Очень странные и натянутые отношения с мужем, с дочкой. Как будто бы они забыли её и отдалились. Элис совсем не знает шведского языка, хотя они всегда с ней говорили именно на шведском, даже в тот злополучный день аварии на МКС. Вернувшись домой, она обнаруживает под окнами машину синего цвета, хотя прекрасно помнит, что у них была красная. Что ещё удивительнее в доме стоит пианино, но Джо никогда не умела играть. Далее она выясняет, что с мужем они на грани развода, а у неё роман с начальником… вот только она ничего этого не помнит, а лишь помнит, что любит своего мужа и никаких романов у неё не было. Джо как будто бы вернулась не туда. В начале она начинает ходить к психологу подразумевая, что все эти странности и провалы в памяти как-то связаны с пережитым стрессом и аварией на МКС, но потом понимает, что все гораздо сложнее. Что все изменения в её жизни каким-то образом связаны с экспериментом, проводившемся на борту МКС в день аварии. Эксперимент проводил командир корабля Пол Ланкастер и столкновение с телом мертвой женщиной-космонавтом из СССР произошел ровно в ту секунду, когда Пол активировал какую-то капсулу, привезенную для эксперимента с Земли.
Первая серия – это непосредственно авария и возвращение Джо на Землю. Все последующие серии — это её осознание, что окружающий её мир изменился и попытка понять, что происходит. Что за мертвая женщина-космонавт, которой никогда не было? Невозможно утаить от мира и общества гибель космонавта в космосе.
Никаких четких объяснений происходящего зрителям пока не дают. Есть ученый – Генри Калдера, много лет назад он был астронавтом, одним из тех, кто летал на Луну. Именно он возглавляет научную лабораторию и программу, связанную с этой странной капсулой. Именно он настоял, чтобы Джо, рискуя своей жизнью, забрала капсулу с МКС. Он точно знает, что происходит, но пока молчит. Также знает, что происходит Ирена Лусенко – глава российской космической программы, она точно знает кто эта погибшая женщина-космонавт, но тоже молчит. Зрителям дают для понимания ключи в разговорах между Генри и Иреной: квантовая физика, мульти вселенные и альтернативные реальности. Сам по себе термин «альтернативная реальность» ещё не прозвучал, но я считаю, что это именно об этом. Моя версия происходящего: в момент запуска капсулы на МКС был открыт портал в альтернативную реальность и Джо из своей реальности переместилась в другую. Звучит довольно безумно, но начав пересматривать сериал заново уже имея ключ про альтернативную реальность я нашла массу подсказок и подтверждений этой теории.
Итак, ключ к понимаю происходящего существование двух альтернативных реальностей. Вот как я воспринимаю эти реальности, основываясь на увиденном в пяти сериях:
Первая реальность: Джо любит мужа, у неё очень близкие отношения с дочкой Элис, обе они говорят на шведском языке, у них автомобиль красного цвета, Джо не имеет никаких отношений на стороне, Джо не умеет играть на фортепиано, командир корабля Пол Ланкастер жив, в результате аварии на МКС погибла Джо.
Вторая реальность: Джо не любит мужа, у нее нормальные отношения с дочкой Элис, они не говорят на шведском языке, у них автомобиль синего цвета, у Джо роман с начальником, Джо великолепно играет на фортепиано, командир корабля Пол Ланкастер погиб, а Джо осталась жива.
Но! В результате аварии Джо из первой реальности поменялась местами с Джо из второй реальности. То есть в первой реальности погибла Джо из второй реальности, а Джо из первой реальности продолжила жить во второй. Более того, время от времени, если рядом капсула она возвращается в свою основную реальность, где Элис воспринимает её как призрака. Интересно, что Элис из двух реальностей играет не одна актриса, а две разные девочки – сестры-близнецы.
Я предполагаю, что мертвая женщина-космонавт, её в фильме называют Валя (никто не удивлен ведь, верно? Как ещё по мнению американцев могут звать русскую женщину-космонавта, выходившую в космос?) – это Ирена в другой реальности. То есть в одной реальности Ирена погибла, похоже сгорела в спасательном модуле, возвращаясь на Землю. А в другой реальности выжила благодаря Генри Калдера. У Генри тоже есть второй альтернативный Генри – алкоголик Бад Калдера. Вот то, как эти двое взаимодействуют я пока объяснить не могу.
Причем нам с первой серии показывали две реальности параллельно, но когда не понимаешь, что искать, то и не видишь всех этих различий. Например, разговор Джо в первой серии с Элис по планшету на МКС перед аварией. Просто милая болтовня мамы и дочки. Но там две Джо и две Элис, а замечаешь это только при внимательном повторном просмотре. Джо из одной реальности говорит с Элис на шведском, Элис при этом одета в красный свитер в синюю клетку и у неё заплетены 2 косички, в этом же разговоре показывают вторую Джо, которая говорит с дочкой на английском и Элис при этом одета в синий свитер и у неё заплетена одна коса. Но все так мастерски склеено, что мы — зрители, даже не ловим этих переходов, хотя вот оно все прямо перед нами. То есть, автор фильма с первой серии говорит нам о двух реальностях, они есть, но переход возможен только при активации капсулы.
Вопросов пока больше, чем ответов. Возможно, какие-то новые подсказки и ключи в последующих сериях трансформируют и мою теорию. Я очень надеюсь, что создатели сериала «Созвездие» не оставят нам открытый финал. Ну, вроде как, дорогие зрители, вы весь фильм так здорово придумывали себе смысл происходящего, что и концовку сами себе придумайте. Надеюсь, нам все разжуют в финале и будет возможность сравнить со своими теориями. Если у читателей будет интерес к этому сериалу разберу каждую серию на ключи и подсказки. Первую серию я пересмотрела уже 4 раза и там очень много интересного, что с первого и даже второго раза не схватываешь. Я давно так ничем не увлекалась, очень довольна, что не пропустила этот сериал. Прочитала, что «Созвездие» — это один из самых дорогих американских сериалов за последнее время. Я так понимаю самым дорогим были съемки происходящего на МКС. Снято, кстати, очень качественно, и, оказывается, для того чтобы снимать про МКС не обязательно лететь на МКС, как нас уверяли в последнее время.
Полезные ссылки: