Обзор военно-исторической драмы «Нюрнберг», 2023
Очень ждала этот фильм и вышла из кинозала сильно разочарованной. Я шла смотреть фильм о Нюрнбергском процессе, а посмотрела какую-то невнятную историю любви.
Именно сейчас нужен фильм о Нюрнбергском процессе, в котором бы подробно рассказали как происходил беспрецедентный международный трибунал над военными преступниками-фашистами. Процесс длился более года, если брать точкой отсчета формирование международного военного трибунала. И в то время задавались вопросом: а нужен ли такой процесс, не проще ли поставить всех преступников к стенке и расстрелять. Нет, не проще. Процесс нужен был именно для того, чтобы доказать, в первую очередь будущим поколениям, которые не застали все эти ужасы, кто именно ответственен за ту страшную войну, унесшую десятки миллионов жизней. В процессе участвовали тысячи свидетелей, были найдены и приобщены к делу тысячи документов. Есть масса литературы, посвященной Нюрнбергскому процессу, рассказывающей подробно о ходе трибунала.
Создатели фильма пообещали нам, зрителям, историческую достоверность и в части освещения самого процесса обещание сдержали. На киностудии в Москве был воссоздан в мельчайших деталях зал судебных заседаний Дворца юстиции Нюрнберга. Были идеально подобраны актеры. Роль главного обвинителя от СССР Романа Андреевича Руденко исполнил Сергей Безруков. Да, внешнего сходства между ними нет, но сыграл Сергей очень достойно. Были воссозданы костюмы, наушники, темные очки (которые многие использовали на судебных заседаниях, чтобы защитить зрение от ярких ламп, используемых в зале заседаний). Совершенно очевидно, что к работе над фильмом привлекались специалисты и исторические консультанты. База была подготовлена на высоком уровне. Мне понравилось всё, что касалось сюжетной линии самого процесса. Мне не понравилось то, что в фильме длиной 2 часа 11 минут именно процессу уделили 25-30 минут максимум. Все остальное время я была вынуждена смотреть дурно написанную и отвратительно сыгранную «историю любви», для которой Нюрнбергский процесс послужил лишь декорациями.
Я даже не буду останавливаться на актерах, сыгравших «влюбленных», я не запомнила их имена. Они оба весь фильм проходили с «деревянными» ничего не выражающими лицами.
После просмотра возникла мысль, что отснято было намного больше показанного, и в первую очередь о процессе, но что-то пошло не так и в итоге смонтировали, как смонтировали. Например, на афише указан Игорь Петренко и он в фильме был, но примерно 3 минуты. Возможно, впереди нас ждет сериал и вот там нам покажут процесс полностью, хотелось бы верить.
В титрах указано, что фильм снят по мотивам книги Александра Звягинцева «На веки вечные». Александр Звягинцев – юрист, историк, большую часть своей жизни посвятивший освещению Нюрнбергского процесса. Из-под его пера вышли десятки книг, посвященных этой теме, причем как исторических, так и художественных. Я не поверила, что этот человек мог написать такой бред в части любовной линии фильма. И оказалась права. К роману Звягинцева это кино имеет очень отдаленное отношение. Там действительно есть любовная линия, но совсем другая. Словом, современные сценаристы снова не на высоте. Даже имея добротный материал, не могут придумать ничего достойного. Шаг в сторону от оригинального текста и вот уже превратили все в балаган и нелепицу. При просмотре сцен любовной линии постоянно испытываешь испанский стыд за снявших и сыгравших это. Хотя слово «сыгравших» в отношении молодых актеров можно употреблять с большой натяжкой.
Чего только стоит первая сцена встречи молодого советского офицера-разведчика с юной русской девушкой, насильно угнанной в 41-м году в Германию. Услышав её историю, он… презрительно фыркает и гордо удаляется. Серьезно? Можно испытывать к этой девушке что-то кроме сочувствия и сожаления о её судьбе и пережитом кошмаре? Ей было 17-ть лет, её согласия не спрашивали. То, что она выжила – чудо. То есть по мнению авторов сценария непреодолимая пропасть между молодыми людьми, это то, что девушка была угнана и работала по принуждению на немецком заводе. У меня после этой сцены главный герой вызвал отвращение своей гордыней, высокомерием и глупостью.
А какая же пропасть между молодыми людьми в книге Звягинцева? Он советский офицер-разведчик, прибывший для участия в Нюрнбергском процессе. Она – княжна, из рода русских аристократов, ещё до революции эмигрировавших в Европу. Сталкиваются представители двух разных миров. Как, по-вашему, где конфликт глубже? Где интереснее герои? Где пропасть непреодолимей? Вопросы риторические.
В общем, прекрасно подготовленной и снятой части про Нюрнбергский процесс не дали времени, а затянутая лирическая часть смотрится вставным зубом в этом фильме. По мне, так лучше бы сняли весь этот процесс по книге Бориса Полевого, он был на этом процессе примерно 9 месяцев в качестве журналиста. Там же он написал свою знаменитую «Повесть о настоящем человеке». Или сняли бы процесс с точки зрения Романа Андреевича Руденко. Благо сохранились воспоминания и книг о нем написано не мало. Есть интересное интервью с внуком, где он рассказывает о деде из личных воспоминаний и со слов родителей. Словом, если подумать, то масса интересных подходов вырисовывается в рамках Нюрнбергского процесса. Но, как обычно, весь пар ушел в свисток и имеем нечто невнятное и незаконченное.
Полезные ссылки: