«Свободная комната» Дреды Сей Митчелл – хуже детектива я не читала
Очередной раз сталкиваюсь с иностранным «бестселлером» и не понимаю, когда писатели успели так измельчать и превратиться, в большинстве своём, в графоманов. Стало страшно покупать книги незнакомых авторов, всё чаще рискуешь нарваться на жуткий слог и совершенно глупый сюжет. Несколько дней нахожусь под впечатлением от прочтения очередного «шедевра». Но вопросы в голове, даже не про автора и как ему удалось такое сотворить. Я уже начала думать, что дело в переводе. Ведь раньше был переводчик и обязательно стилист или редактор, который подстрочный перевод превращал в книгу. Сейчас видимо остались только переводчики и с текстом после них никто не работает. Я только так могу это объяснить. Издательства экономят и наводняют русскоязычный рынок низкокачественным чтивом. Возможно, если бы перевод кто-то доводил до ума, то читать все эти «бестселлеры» не было бы такой мукой.
Хотя в данном конкретном случае, дело не только в авторском слоге. Тут беда в сюжете. Абсолютной его нелогичности, да и попросту глупости. В книге отсутствуют интересные персонажи. Главная героиня не вызывает никаких эмоций кроме раздражения. Совершенно некому сопереживать, хотя историю нам представляют более чем страшную, скорее даже жуткую.
Речь идет о психологическом детективе (так заявлено на обложке) под названием «Свободная комната» неизвестного до недавнего времени мне автора Дреды Сей Митчелл. Дреда — афро-англичанка, ей 56 лет. И, как я выяснила, на данный момент у неё вышло 14 книг. В основном в жанре детектива. Если они также «хороши», как и «Свободная комната», то это катастрофа. Отберите кто-нибудь печатную машинку у Дреды.
Вернёмся к сюжету. Спойлеры неизбежны, кто их боится, советую дальше не читать.
Итак, главная героиня – Лиза. Ей 25 лет. Она работает в банке на очень престижной должности. У неё прекрасные родители, с которыми, к сожалению, не ладятся отношения. Лиза вспыльчива, очень легко выходит из себя. Она почти всё время в депрессии. Лечение у психотерапевта не помогло. 4 месяца назад она предприняла попытку суицида, которую не может объяснить ни родителям, ни себе, ни докторам. Казалось бы, жизнь полная чаша, но всё не клеится.
Лиза снимает комнату в большом красивом доме в викторианском стиле с роскошным садом. Её арендодатели странная супружеская пара: Марта, невероятная красавица лет 50, и её молодой муж Джек, около 25 лет. Кто они, чем зарабатывают на жизнь – Лиза не знает о них ничего и её это устраивает. Ведут арендодатели себя неадекватно всячески доставляя Лизе неприятности и буквально с первых дней пытаются её выселить под любым предлогом. Но Лиза готова терпеть: домогательства Джека, дохлую мышь, подкинутую ей под кровать, полуразложившегося голубя с роем мух в придачу, выпавшего из дымохода, дохлую соседскую кошку, застрявшую в оконной раме и т. п. Казалось бы, понятно, что люди неадекватны, беги оттуда как можно быстрее, но Лиза буквально вцепилась в эту комнату, вернее в этот дом, мертвой хваткой и готова терпеть что угодно.
По мере продвижения по сюжету мы узнаём, что это не какой-то случайный дом. Этот дом Лиза помнит из детства. Когда ей исполнилось 5 лет, на праздновании её дня рождения, где-то за городом на ферме, произошёл несчастный случай: Лиза упала на сенокосилку. Её удалось спасти, но всё тело, руки, ноги и особенно подошвы девочки навсегда покрыты шрамами. Это версия родителей Лизы. Она не верит родителям. Есть воспоминания, которые девушка считает истиной: её увозят на машине прочь от дома. Этого дома. На доме стоит приметный знак мастера, который его строил: ключ в овале. Лиза искала этот дом много лет, просто обходя все особняки Лондона один за другим, и наконец нашла.
Девушка уверена, что трагедия, в результате которой она покрыта шрамами, произошла именно в этом доме. Поселившись в комнате, она находит прощальное письмо от неизвестного ей мужчины, вернее предсмертную записку. Лиза заинтригована. Кто-то жил в этой комнате до неё и этот кто-то, очевидно, покончил с собой. Но Марта и Джек утверждают, что Лиза первый арендатор в этом доме. Дальше больше. Под случайно отклеившимися обоями она находит… дневник этого мужчины. Часть стены исписана мелким подчерком от потолка до пола. Эти послания Лиза находит в своей комнате постепенно, на продолжении всего повествования.
Лиза начинает своё расследование, она пытается выяснить, кем был этот мужчина и что же с ним произошло. Почему в итоге он совершил столь отчаянный последний шаг. Помогает ей в её расследовании её бывший молодой человек – Алекс.
Большую часть книги Лиза находится в бреду. Читать его очень тяжело. Как выяснится в финале – это Марта добавляла ей в воду ЛСД, пытаясь свести её с ума и ей это почти удалось.
Перейду сразу к финалу. Действительно Лиза 20 лет назад жила в этом доме. Человек, чью предсмертную записку она нашла – её биологический отец, Джон Питерс. Люди, которых она считала родными родителями, её удочерили. Это друзья её отца. Красавица Марта была любовницей её отца. В день 5-летия девочки отец Лизы сообщил Марте, что не уйдет из семьи. Кроме Лизы в семье было еще двое старших детей – мальчик и девочка. Марта прекрасно зная об уязвимой и хрупкой психике Элис — жены Джона, являясь её лучшей подругой, пришла в гости по случаю дня рождения младшей девочки. Марта рассказала Элис всё в мельчайших подробностях: как долго ей изменяет Джон и что он хочет уйти, но из-за детей не может. После ухода Марты у Элис что-то в голове окончательно поломалось, и она устроила дома бойню. Это самый страшный момент в книге, но автор им явно наслаждается и смакует каждую деталь. Затем Элис покончила с собой. Джон, придя домой попал в ад. Все дети искромсаны, дом буквально залит кровью сверху донизу, Элис покончила с собой. Младшая – Лиза, спряталась под кроватью и удивительным образом осталась жива. Мать успела её несколько раз ударить ножом, но больше всего пострадали ступни. Отец, будучи врачом, не стал вызывать скорую и полицию. Он сам прооперировал дочь и передал её своим друзьям, попросив приглядеть за ней какое-то время. Именно момент, когда её увозили из дома, всю перебинтованную, и запомнила навсегда Лиза. Сам отец сжег тела жены и старших детей в крематории друга. Вымыл весь дом. Всем, кто задавал вопросы о жене и детях отвечал, что они уехали в Австралию, навсегда. Таким образом Джон хотел сохранить добрую память о своей жене. Во всём произошедшем он винил только себя. Позже Марта начала жить с ним в этом доме. Через какое-то время она потребовала оформить дом на неё и стала хозяйкой. Потом через какое-то время она утратила интерес к Джону и появился Джек. Джона переселили на третий этаж в свободную комнату, стены которой он превратил в дневник. Со временем он окончательно спился и покончил с собой. Марта в финале книги погибла, пытаясь выкинуть из окна Лизу. Вот такой ужас и бред.
Да, немаловажный момент – русский след. Джон был русским и свой дневник на стене он писал на русском языке. Перевести для Лизы это мог только Алекс, так как у него русские предки и он знает язык. Как только в Англии происходит что-то жуткое и непонятное, рядом обязательно русские (по мнению англичан). И непонятно зачем был нужен выдуманный и приплетенный к этой истории русский поэт Этьен Соланов, друг Пушкина. Джон каждую главу своего дневника заканчивает его стихами.
Теперь попытаюсь разобрать сюжет опираясь на логику.
Понятно, что изначально автор придумала самую жуть – кровавую бойню в доме. Поэтому с неё и начнём. Сам сюжетный ход, в котором мать в минуту превращается в кровавого маньяка и убивает своих детей, не нов. Явно за основу взят древнегреческий миф о Медее. Трагедия, воспетая Еврипидом. Тут скорее вопросы к реакции мужа. Вот он приходит домой, дома трупы и всё залито кровью, он понимает, что зверствовала жена и первая мысль – сохранить её доброе имя… Серьезно? Вот он стоит над трупами детей и думает, как бы сохранить добрую память об Элис? Мне, кажется, это последнее о чём подумает отец в этот момент.
Дальше. Ему надо избавиться от тел. По книге он это делает в крематории знакомого. То есть, вы представляете себе этот диалог: «Привет, Бен! Мне надо срочно сжечь тело жены и детей, я подъеду вечером?» — «Конечно, Джон! Никаких проблем, приезжай». Это так автор себе это представляет. Я-то не представляю, как кто-то может согласиться кремировать окровавленные тела женщины и двух детей, не задавая вопросов и не вызвав полицию.
Маленькая Лиза, истекающая кровью, не повод для отца срочно вызвать скорую помощь. По книге он сам зашивает раны практически без наркоза. Представляете какой садизм по отношению к единственному выжившему ребёнку? Опять же, главное сохранить добрую память об Элис, и чтобы никто ничего не узнал. Элис ведь такая прекрасная, что надо о ней непременно добрую память сохранить.
Исчезновение за одну ночь Элис и её трех детей никого в округе не озадачило. Если Лиза была ещё малышка, то старшие дети ходили в школу, у них были друзья, учителя. Все они ходили в местную поликлинику. Элис ходила в магазины. Ни у кого не возникло ни одного вопроса? Что вот так можно просто сказать, что все уехали внезапно в Австралию, и полиция ничего проверять не будет. Что за бред? Как минимум должны быть билеты на самолёт, проверить их отсутствие очень просто, и тогда все вопросы к такому спокойному папочке.
Но самый бредовый момент — это то, что Джон начал жить в этом доме с Мартой… С этой тварью, которая довела Элис до безумия и погубила всю его семью. Вы скажите, что Джон мог не знать о её роли в этой трагедии. Он знал. Как такое возможно? А представляете, как это выглядит со стороны? У человека за одну ночь исчезает жена и дети, а он начинает открыто жить в этом же доме с любовницей. Тут было бы логично, если бы не Элис всех убила, а сам Джон или Марта. Вот тогда всё на своих местах. Избавился ради любовницы от семьи.
Дальше – дневник Джона на стене. Каждая глава книги, посвященная дневнику, занимает 3–4 страницы. Вы себе представляете как легко ручкой на стене писать столбиком текст такого размера? Сам процесс можете представить? С потолка до пола писать мелким почерком ручкой на стене. Причем писал в разных частях комнаты, Лиза постепенно всё это находила. Тут еще дополнительный ребус – найди продолжение. Ну, это же страшный бред! Я еще поверила бы просто в дневник, случайно найденный Лизой в этой комнате.
Приёмные родители Лизы. Мать ничего не знала, отец знал всё, так как был близким другом Джона и по его звонку приезжал на место трагедии. Именно он забрал Лизу с собой, и впоследствии она стала его приёмной дочерью. Как можно было не рассказать Лизе всю правду? Я бы еще поняла это молчание, если бы у Лизы всё было хорошо с психикой, её не мучали бы бесконечные кошмары, депрессия. Но ребёнок в буквальном смысле сходит с ума, пытается покончиться с собой и он молча на всё это смотрит. Он видел, что девочка задыхается по ночам от кошмаров и она не понимает откуда они, и продолжал молчать. Идиотский сюжетный ход. Да, один тот факт, что её биологическая мать сошла с ума, и Лиза могла унаследовать эти проблемы, должен был его заставить всё рассказать и вместе с психотерапевтом пытаться справиться с этой ситуацией.
Марта знала про дневник Джона на стенах и не уничтожила его просто сорвав обои, а наклеила новые обои поверх старых, и только ближе к финалу, сорвала новые обои и закрасила старые черной краской. Ей кто мешал это сделать с самого начала? И Лиза просто ничего бы не узнала.
Вот такой «шедевр». Никому не рекомендую.