Историко-этнографическое фэнтези «Сердце Пармы», 2022. Обзор.
На новогодние праздники мы с подругой традиционно ходим в кино. В этот раз по понятным причинам выбор был не велик, и выбирая между очередными «Ёлками» и «Чебурашкой» мы выбрали «Сердце Пармы». Заранее настраивались на то, что будет не очень, но уж точно лучше, чем «Ёлки». И, о, чудо! Нам понравилось! Да, я видела все эти бесчисленные отрицательные отзывы и рецензии, разгромные обзоры… мне фильм показался интересным и красивым.
Фильм повествует о покорении Великой Перми (Пармы) Москвой в XV веке. Великий князь московский Иван III в процессе собирания земель русских. Кровавое время, страшное. Ну, а критиковать у нас своё любят, часто по делу, но бывает, что и нет. Я с отрицательными отзывами не согласна, и вот почему:
Во-первых, это сказка, фэнтези. В основе сценария художественное одноименное произведение Алексея Иванова. Он многократно подчеркивал, что это произведение нельзя воспринимать как учебник истории. Он взял исторические факты и дополнил их фантазиями на основе мифов и поверий вогулов или как их сейчас называют манси (малочисленный финно-угорский народ, населявший в XV веке земли Пермского края). В рекламных постерах указывается, что это историческая драма, пусть это останется на совести промоутеров, мне больше по душе определение жанра как «историко-этнографическое фэнтези».
Во-вторых, это красиво. Невероятные пейзажные кадры, от которых реально захватывает дух. И сразу мысль: «Хочу туда! Хочу увидеть всю эту красоту своими глазами». Ведь это Россия, а много ли мы про неё знаем, много ли видели? Вопрос риторический. Помимо пейзажей очень понравился актёрский состав. Невероятно хороша Елена Ербакова, исполнительница главной женской роли — ламии по имени Тичерть (нашла что это имя с вогульского переводится как «Ты черт»), она же жена князя Михаила. Прекрасная роль (одна из последних, к великому моему сожалению) у Сергея Пускепалиса – воевода Полюд. Он спас маленьких Мишу и Тичерть, затем вырастил и воспитал Михаила. Надёжный и верный человек до последнего вздоха. Интересный образ создал Евгений Миронов – епископ-креститель Иона. Очень колоритный персонаж получился. Роза Хайруллина и Елена Панова – в образе нянек князя Михаила. Все прекрасны и убедительны. Разочаровал только Федор Бондарчук в роли великого князя московского Ивана III, как-то не вошел в образ. Оттарабанил текст как на первой совместной читке сценария, без души, без выражения. А слова-то у него важные, про формирование Руси.
В-третьих, это интересно. Наверное, мы все эти события подробно изучали в начальных классах, но со временем как-то всё поистерлось в моей памяти и вернувшись домой с удовольствием погрузилась в Википедию и не только. Что сказать? Всё-таки ряд основных героев и событий соответствуют реальности. И князь Михаил, и князь вогулов Асыка — реальные исторические персонажи. Учебники умалчивают про Тичерть, но без любовной линии и магии эта история была бы пресной. Интересно читать про язычество и языческие обряды, которые практиковали вогулы и пермяки, и исторически достоверное крещение пермяков.
В-четвертых, это зрелищно, но при этом и кроваво. Фильм жёсткий, если не сказать жестокий. Кровь льется рекой на протяжении 2,5 часов. Страшна и безжалостна финальная битва между московскими полками воеводы Федора Пестрого и пермяками во главе с князем Михаилом. Эта сцена подверглась наибольшим нападкам со стороны историков-реконструкторов. Но, я, например, как и большинство зрителей, не в курсе была ли латная конница у Москвы в то время или не было, так ли выглядело обмундирование или чуть иначе. Я понимаю, что режиссер хотел показать бессмысленное (для простых мужиков) и беспощадное побоище. Кровь. Горы трупов. Стоны раненных над полем битвы. Им это все вообще не надо, они домой хотят к семьям своим. Режиссер хотел показать, что земли эти пропитаны кровью насквозь и ему это удалось. А правильные ли при этом пуговицы на кафтанах мне как-то без разницы.
Киноистория для князя Михаила закончилась хорошо, в финале нам показали воссоединение семьи. В реальности всё было не так. И с сыном своим Матвеем Михаил общего языка не нашел и погиб князь Михаил в итоге от стрелы вогула Асыки. Да, и Матвей, после отца не долго правил, был смещен новым московским ставленником.
Видела, что многие критики обвинили авторов фильма во всех грехах: кто-то назвал фильм спекуляцией на текущих событиях, а кто-то объявил авторов предателями. Довольно странные обвинения. Напомню, что в основе сценария лежит книга 2003 года издания, которая в свою очередь основана на исторических событиях 15 века. Сам сериал тоже имеет очень долгую историю создания, которая началась в 2005 году, а закончились съемки в 2019 году.
Официальный трейлер:
Полезные ссылки: