Обзор псевдобиографической мелодрамы «Эмили», 2022
Вымышленная жизнь писательницы Эмили Бронте, автора «Грозового перевала». Из реального только имена героев и место событий. Все остальное режиссерский бред, местами горячечный.
Насколько сильно я люблю биографические фильмы, на столько же сильно я ненавижу отсебятину автора в стиле «я художник, я так вижу» в отношении реальных людей. При этом адекватные режиссеры всё-таки размещают предупреждение о том, что все, что вы сейчас увидите вымысел, фантазия. Автор этой картины — Френсис О’Коннор, никаких предупреждений не делает.
О фильме.
Если вдруг вы не знакомы с биографией сестер Бронте, то после просмотра картины останетесь о них не лучшего мнения. Особенно вас озадачит вопрос: за какие заслуги этим трем провинциальным и заурядным барышням (а именно такими их изображает режиссер, она же сценарист картины) поставили памятник в родном городе и назвали в их честь кратер на Меркурии? При этом Френсис О’Коннор во всех интервью рассказывает о своей безмерной любви к Эмили Бронте и её единственному роману «Грозовой перевал». Да уж, упаси Боже от таких поклонников.
Автор этого шедевра поделилась в интервью почему она сняла, то, что сняла. Она, видите ли, задалась вопросом: как затворница Эмили могла написать роман о такой страстной любви не испытав ее? И придумала ей любовную связь с местным викарием, кстати, тоже абсолютно реальным персонажем. И неважно, что никаких доказательств этих отношений нет, и что, если судить по дневникам сестер теплые отношения скорее связывали викария с младшей сестрой – Энн Бронте, та посвящала ему стихи. Но Френсис твердо решила, что любовь у Эмили была и непременно несчастная. То, что при этом она выставила Эмили в дурном свете, а викария сделала подлецом, это автора не взволновало. Сестры – Шарлотта и Энн также представлены не лучшим образом. Шарлотта получилась завистливой и злой, Энн вообще появляется в паре эпизодов с минимумом текста. Хронология реальных событий грубо переврана и нарушена. Несколько сюжетных ходов позаимствовано из «Грозового перевела», включая имена персонажей. Такая вот жуткая смесь из реальных персонажей, больной фантазии автора и романа «Грозовой перевал».
При этом в фильме прекрасный актерский ансамбль, чудесный оператор, судя по удивительно красивым панорамным кадрам, и отличный саундтрек. Всё это в правильных руках и при хорошем сценарии дало бы на выходе шедевр. Но, имеем, что имеем.
В реальности.
История семьи Бронте на самом деле интересная и трагичная. Возможно, верным было бы рассказать её от имени отца семейства – Патрика Бронте. На протяжении 35 лет он похоронил всех членов своей большой семьи: жену, свояченицу и шестерых детей. Старшие девочки — Мария и Элизабет умерли от туберкулеза в возрасте 10 и 9 лет соответственно. В возрасте 31 года также от туберкулеза умер единственный сын Патрика – Бренуэлл, который вел асоциальный образ жизни, много пил и злоупотреблял опиумом. Очевидно, заразившись от брата, вслед за ним в течение нескольких месяцев умерли Эмили (30 лет) и Энн (29 лет). Шарлотта пережила всех своих сестер и брата и умерла в возрасте 38 лет от неизвестной болезни.
Трое из детей Патрика Бронте – Шарлотта, Эмили и Энн стали известными писательницами. Дети получили хорошее образование, много читали, рисовали. Жила семья Бронте уединенно и дети, обладая развитым воображением, ради развлечения придумывали фантазийные миры и писали о них повести и рассказы. Поскольку жила семья крайне бедно девочки понимали, что ради пропитания им предстоит работать. Перспективы для образованных женщин в то время были не широки – или учительница, или гувернантка. Чем, собственно, они и занимались всю свою сознательную жизнь. Все это нашло отражение в их произведениях, героини которых, как правило, бедные девушки с хорошим образованием, работающие гувернантками, а места действия удаленные уединенные поместья.
Широкому кругу читателей наиболее известны Шарлотта Бронте как автор романа «Джейн Эйр» и Эмили Бронте как автор романа «Грозовой перевал». Творчество Энн Бронте известно не так широко и за это несет ответственность Шарлотта, которая запретила издавать роман Энн «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» сразу после смерти сестры. Роман вызвал небывалый интерес у публики того времени, а современные литературоведы считают, что он ничуть не хуже романов старших сестер Энн, а в каких-то аспектах превосходит их. Поступок Шарлотты скорее всего был продиктован опасением, что младшая сестра затмит её, профессиональная ревность.
Что в итоге?
Я не любительница слезливых мелодрам. Даже если абстрагироваться от имени главной героини и представить, что это судьба никому неизвестной девушки — фильм скучен и вторичен. К просмотру не рекомендую, пустая трата времени.
Официальный трейлер:
Полезные ссылки: